НАТАЛЬЯ БИЛАН: «Смешно думать, что зритель будет сидеть только на одной кнопке»

«Телескоп» №9 (772) от 7 марта 2012 

В отличие от большинства телеканалов, которые серьезно обновляются только в начале сезона осенью, «Домашний» нередко меняется еще и весной, в канун своего дня рождения (канал начал вещание 6 марта 2005 года). Этот год не станет исключением – готовятся новые форматы, найдены неожиданные лица. За минувший год на российском телерынке произошел ряд заметных изменений. Как они повлияли на позиционирование канала? Изменилась ли аудитория? Как противостоять нарастающей конкуренции и не потерять лица, индивидуальной интонации? В чем секрет грамотного программирования эфирной сетки? Что будет на «Домашнем» в пост«Хаусную» эпоху? Об этом корреспонденту КТА «Телескоп» Маргарите Скляровой рассказала генеральный директор канала «Домашний» Наталья Билан


— В прошлом году менялись доли телеканалов второго эшелона – заметно увеличил долю «Пятый канал», стартовал обновленный «Перец», менялся «ТВ3», происходят эксперименты с контентом на «MTV Россия», наконец, только-только перепозиционированную «Семерку» купил «Дисней». Как повлияли эти события на аудиторию «Домашнего»? Чувствуете ли усиление конкуренции и какие шаги предпринимаете для укрепления позиций «Домашнего»?
— Для меня, чем больше телевизионных каналов, тем лучше. Я за то, чтобы появлялось много новых, разных каналов. На мой взгляд, «Пятый канал» совершенно не оригинален, не вижу в его сетке ни одного оригинального продукта, а цифры при этом хорошие. Когда на «Пятом» появляются одновременно «Детективы», «След» и «Убойная сила» – это, естественно, дает долю. Эти продукты для возрастной аудитории, которая с радостью будет смотреть подобные сериалы. Но о развитии, о создании нового бренда пока речь не идет. Может, это только в планах. А между тем, что греха таить, поставьте любой качественный продукт на любой канал, и он даст долю. Честный рост доли – это тогда, когда пытаются создать сильный бренд, идеологию канала, интонацию и т.д.
Относительно «Диснея» не думаю, что это вообще имеет отношение к нам, как конкурентам. Понятно, что это мировой бренд, но это, скорее, детско-молодежная аудитория совсем юных девочек и девушек – у нас все-таки аудитория шире. Потом, продукт «Диснея» очень своеобразен и помимо очень популярных мультфильмов, всемирно известных «Пиратов Карибского моря» и ряда других громких проектов, у них есть большое количество сериалов, которые просто непонятны ни вам, ни мне, ни даже моей 12-летней дочери. На «Домашнем» мы никогда не показывали просто переведенные программы – мы всегда их адаптировали.
Такого канала, как «Семерка», уже нет в принципе. Говоря языком бизнеса, «Семерку» надо было выгодно продать и для этого «нагнали» долю. Как позиционировался канал, кто-нибудь вообще помнит? Но когда канал начинает покупать недорого вторые показы сериалов канала «Россия» и просто переводные программы, не делая свой формат, – это нельзя назвать оригинальным программированием.
«ТВ3» меняется каждые полгода. Но когда они были мистическим каналом, были в некотором роде опасны для нас – женщины любят мистику, любят пугаться. А сейчас они стали двигаться сторону такого мини-СТС, но развлекать очень непросто. Юмор у всех разный и попасть в одну интонацию, которая будет одинаково всем понятна – на самом деле очень тяжело.
Что касается «Домашнего», у меня есть ощущение, что название мешает каким-то жанрам появиться в эфире, возможно, оно отпугивает молодых женщин. На мой взгляд, название удачное, может быть, узковатое, но, глядя на то, как называются остальные каналы, адекватной альтернативы не вижу.

— В связи с этим, как может развиваться ситуация с «Домашним» в 2012 году?
— Мы, каналы так называемого «второго эшелона», как известно, забираем аудиторию больших каналов. Плюс к этому, естественно, привлекаем и новую аудиторию. И для нас это большое счастье, поскольку так устроен мир, что женщина не может жить вечно в точке напряжения, в несогласии с собой – все равно рано или поздно ей хочется гармоничного состояния. Может быть, два месяца в году. И пусть эти два месяца она смотрит канал «Домашний». Женщины все равно не перестанут рожать детей, хотеть выйти замуж – они хотят быть счастливыми. И хотя счастье трактуется по-разному, все равно, в первую очередь, это наличие семьи (не обязательно мужа, но детей, родителей, родственников, возможности накрыть стол, проводить время с теми, с кем хочется). Поэтому к нам всегда приходят новые зрительницы. Да, они могут отвергать, говорить, что это очень приторная, спокойная атмосфера, а им хочется страстей. Но здесь есть существенное замечание – страстей им хочется в сериалах, но не в жизни. Да, бесспорно есть роковые женщины, но при них всегда есть такое «тихое домашнее животное», которое их любит, а рок у них где-то там – на стороне. У этих женщин как раз есть семья, это очень умные женщины. А вот когда женщина начинает жить только страстями – это начало конца.

— Но телевидение предлагает женщинам все больше выбора. Постепенно растет доля совокупной аудитории сегмента «Другие каналы», куда относятся и неэфирные тематические каналы, ориентированые на женскую аудиторию: о здоровье, моде, кулинарии и т. д. Проникновение платного ТВ растет. Вас, как руководителя «Домашнего», эти процессы беспокоят?
— Да, конечно. Все друг у друга забирают зрителя – так устроен наш бизнес. У нас так сложилось в последнее время, что мы не толерантны к любому мнению, отличному от нашего. Так же и в телевизионном бизнесе. Все нетерпимы к тому, что кто-то что-то показывает, а главное – что это смотрит зритель. А кто вообще сказал, что зритель должен смотреть что-то одно?! Когда появился пульт дистанционного управления, смешно было думать, что зритель будет сидеть на одной кнопке. Происходит ровно наоборот – человек смотрит две минуты, понимает, что не нравится – идет дальше, он потом может вернуться, но при этом смотрит буквально все. И если на платном телевидении вдруг идет тот же фильм, который мы показывали в эфире два дня назад, тут ситуация очень проста: кто раньше, тот и выиграл. А с продуктом, конечно, все повторяются. При этом надо понимать, что для неэфирных каналов закупка гораздо дешевле, чем для эфирных. Здесь уже играет роль талант программирования и выстраивания определенного диалога с аудиторией. Люди лукавят, когда говорят, что смотрят только один какой-то канал и при этом очень бодро перечисляют, что они не смотрят. Это просто гениально! Однажды мы снимали какую-то программу про молоко. Вопрос: вы пьете молоко? Ответ: нет. Второй вопрос: назовите сорта молока, которые вам нравятся. И вот тут дальше шел длинный список того, что, как и почему…

— Традиционно «Домашний» именно весной запускал большое количество премьер. В этом году традиция сохранится? И что готовите из новинок?
— В этом году у нас много планов. Например, документальный цикл «Женщины не прощают». Он в чем-то грустный, в чем-то ироничный, но во многом поучительный. Он про то, как женщина замыкается на желании отомстить – мужчине, женщине, всему миру. Иногда это приводит к драме, иногда к юмористической ситуации, иногда она вредит самой себе. Мы сняли пробные 20 выпусков с ведущей Аликой Смеховой, которая показалась нам очень гармоничной в этом проекте. Это докудрама, в основе которой лежит реконструкция, есть небольшие подводки и очень отстраненные комментарии ведущей. Месть приносит удовлетворение ровно на пять секунд, потом вам же становится стыдно. В дальнейшем, возможно, мы захотим уйти от бытовых сюжетов мести в более киношные, сценарные. Сейчас мы работали с реальными историями, и поверьте, женщина в мести – нет страшнее человека.
Также мы запускаем новый сериал «Кто, если не я?» с Марией Шукшиной в главной роли. Мне очень понравилась сама история: успешная женщина-адвокат ездит на подаренной клиентами за выигранное дело «Феррари», уверена, что никогда не ошибается. Но однажды совершает ошибку, в результате которой происходит трагедия. И в какой-то момент она понимает, что начала защищать не всех людей, как хотела в начале своей карьеры, а только избранных – богатых и уверенных в себе. И она кардинально меняет свою жизнь… К тому же Мария Шукшина – одна из моих любимых актрис. У нас очень мало актрис, особенно в этом возрасте, кто может играть разный спектр эмоций – от удачи до неудачи, обычно очень тяжело с красками. Это 24 серии с вертикальными историями, когда каждая история – это дело, с которым она сталкивается и пытается, не нарушив своей профессиональной репутации, помочь людям. Снимает нам этот сериал режиссер Ольга Ланд и компания, которая делает комедийное шоу «Одна за всех» с Анной Ардовой.
Мы продолжаем сотрудничать с кинокомпаниями «Мостелефильм» и «Star Media» – снимаем собственные телефильмы. По жанру – это и мелодрамы, и комедии, и фантастические истории. Сейчас уже вышло десять таких работ, готовятся к эфиру следующие десять. Это тяжелый процесс, поскольку для «Домашнего» очень важно попасть в историю. Если история плохая, никакие актеры ее не спасут. И наоборот, если история хорошая, то даже жертвуя какими-то известными актерами, мы получаем хороший продукт.
Мне очень нравится, как у нас развивается цикл «Звездные истории» – он уже занял свою нишу и показывается в прайм-тайм. Вместе с журналом «Hello» мы делаем проект пока под очень условным названием «Дети отцов». Это одновременно письмо и интервью об отцах. Уже отсняли Михаила Полицеймако, Алику Смехову, Алису Хазанову, Ксению Собчак, Андриса и Илзе Лиепу, Егора Зайцева и др. Это отцы, ушедшие и отцы, которые еще живы, которым герои считают важным успеть еще что-то сказать. Такие проекты нужно чаще давать в эфир, поскольку только они на самом деле и ценны. Только семья важна в отношениях, больше ничего. По большому счету, если бы каждый в нашей стране понимал, что он никому не нужен, кроме своей семьи, у нас было бы гораздо радостнее жить. Стартуют эти истории на «Домашнем» с 19 марта.
Также мы будем продолжать проект «Еда по правилам и без», который очень востребован нашей аудиторией.
Еще готовим два новых документальных цикла. Один из них носит рабочее название «Женщина. Человек» – делает наш питерский производитель. Первая тема называется «Основной инстинкт», а вторая серия – «Мозг». Это не о том, что «женщина – тоже человек» (как вы понимаете, на канале «Домашний» просто не может быть такой программы). Речь пойдет о том, на что не надо тратить время, пытаясь разобраться, почему что-то складывается не так. Сценарий очень интересный, и я надеюсь, в конце апреля он уже выйдет в эфир.

— «Домашний» всегда предлагает своим зрителям современные зарубежные сериалы? Какие из мировых популярных драматических историй готовите к эфиру?
— В июне мы покажем последний восьмой сезон популярнейшего «Доктора Хауса», а потом будут другие сериалы. Например, «Незабываемое» – о женщине, которая все помнит, «Переговорщик» – о психотерапевте, который работает с разными известными личностями. Также продолжим с успехом прошедший турецкий сериал «Великолепный век» о Роксолане, наложнице турецкого султана. Турецкие коллеги сейчас как раз доснимают второй сезон и, как только они закончат, мы сразу приступим к переводу первой части второго сезона. Это трудная задача, поскольку мы делаем дубляж, но продолжение мы покажем обязательно.
Мы стараемся показывать премьеры, а также ищем такие фильмы, которые будут приняты нашей аудиторией, или фильмы, которые пока никто не показывал, например «Грозовой перевал» с Тимоти Далтоном. В начале следующего года покажем фильм «Бобер» с Мелом Гибсоном.

— Канал развивает несколько тематических направлений: красота, еда, дом, отношения и т.д. Добавится ли что-то новое к этому?
— Очень надеюсь, что уже никто не считает, что «Домашний» – это канал для домохозяек. Но, тем не менее, нам бы хотелось претендовать на роль морального, идеологического эксперта для женщин. Причем для женщин, которые отвечают сами за себя, понимают, что надо развиваться, понимают, что нельзя вести растительный образ жизни, понимают, что они в ответе за себя и за свою семью. Нам бы очень хотелось вести с ними диалог.

— Факт острой недостачи на нашем ТВ актуальных, информативных, специальных телепрограмм о детях (развитии, воспитании и т.д.) отмечают многие. Знаю, что у вас были какие-то мысли на этот счет. Так будет все же на «Домашнем» подобный проект или доктор Комаровский и иже с ним – единственная альтернатива сегодняшнего зрителя?
— Да, это так – программ нет. Сейчас мы снова начинаем программу «Маленькие дети» – о детях до пяти лет. Это необходимо, потому что становятся популярными новые веяния, которые убеждают родителей, молодых мам в том, что не надо обращаться к врачам, что они сами лучше чувствуют своего ребенка и прочее. Это все звенья одной цепи – рожать дома, потому что в роддоме тебя загубят, потом отказаться от прививок и дальше лечиться самим.
Вместе с продюсером Татьяной Фониной мы лелеем мечту сделать программу о проблемах, переживаниях и страхах 12-13-летних девочек. Но сделать это нужно очень аккуратно, грамотно, поскольку заставлять детей говорить плохо о родителях – аморально. Можно попробовать очень осторожно соединить их в эфире так, чтобы не обидеть родителей и не навредить детям, которые что-то скажут в их присутствии. Мы нашли очень колоритную женщину-педиатра, которая очень похожа на типаж героини Риммы Марковой из фильма «Покровские ворота» с коронной фразой – «Резать, не дожидаясь перитонита». Посмотрим, что получится.

— Появятся ли новые лица на канале?
— Мы всегда надеемся на новые лица канала, но нам очень тяжело брать просто ведущих – нам всегда хочется, чтобы они разделяли наши убеждения и смотрели в одну сторону с нами. Надеюсь, получится с Аликой Смеховой. Также мне очень нравится Наталья Куликова, с которой мы делаем «Свадебное платье» и «Платье моей мечты». Врач-диетолог Алексей Ковальков уже прижился на канале, он вместе с Анастасией Мыскиной и Вадимом Тихомировым ведет «Семейный размер». Хотим видеть разные лица, в том числе и мужские – у нас много ведущих мужчин. Вот сейчас идет кастинг поваров, будем расширять присутствие мужчин в кулинарной составляющей эфира.
Прямо сейчас идет работа над новым проектом с Никой Белоцерковской, которая разрешила нам снять, как в ее кулинарной школе проходят занятия. Это будет цикл программ под рабочим названием «Французские уроки». Пока он состоит из четырех программ, дальше будет зависеть от желания продолжить у Ники, и у канала. Ника абсолютно одержимый человек в готовке, и у нее просто армия воздыхателей и последователей в том же интернете, а также читателей ее книг.

— Возможны ли еще «реанимации» известных программ подобно проекту Михаила Дегтяря в эфире «Домашнего»? И в целом, на ваш взгляд, это действенная мера для сегодняшнего ТВ: «новое – хорошо забытое старое»?
— Первые программы прошли хорошо, сейчас рейтинги немного пониже. Но, во-первых, Михаил – настоящий профессионал, да и интонация у него очень спокойная, которая, как мне кажется, полюбилась, и потом про путешествия всегда любят смотреть. Мы пытаемся просто найти какую-то нашу особенную интонацию, поскольку путешествуют очень многие.

— Расскажите подробнее о готовящейся премьере проекта о моде и стиле: как родилась идея, чем отличается от похожих форматов (тех же «Шопоголиков» на «MTV Россия»)?
— Уже совсем скоро мы хотим запустить новый формат, сейчас обговариваем детали – называется «Гардероб навылет», в котором участвуют пять женщин и одевают друг друга. Понятно, чтобы победить, надо одеть красиво. Пока мы еще не видели пробы ведущих и участниц, награда для победительницы пока в стадии решения – Париж или Милан, не знаю пока точно, что это будет. Могу сказать, что это немного похоже на программу «Званый ужин», только в другом решении, не кулинарном. Женщины любят смотреть про одежду и про еду.

— Когда планируется премьера психологического проекта, в котором ведущая программы канала «Дела семейные» Елена Дмитриева будет говорить со звездами и простыми людьми, как решить те или иные личные проблемы?
— Мы действительно разрабатываем новый формат с нашей ведущей Еленой Дмитриевой. Это психологический проект, в котором будут участвовать настоящие героини, мы не исключаем и звездных представителей. Будет студия, героиня, ее проблема и попытка найти выход с помощью наставницы-ведущей. Многие российские женщины слегка «заходятся» от того, что они так одиноки, их никто не любит и т. д. И это свойственно именно нашим женщинам. Европейцы искренне недоумевают, почему нужно так «убиваться», когда тебя кто-то бросает или ты с кем-то расстаешься.
Сама Елена Дмитриева – более чем самодостаточная женщина, человек, трезво смотрящий на отношения мужчины и женщины, которая имеет право не поучать, а поставить человека на место в хорошем смысле этого слова. Женщина в состоянии аффекта от любви и всего остального, уверена, что права. И здесь уже вопрос авторитета – убедить, наоборот разубедить, подсказать, что не нужно вообще такой категоричности.

— Довольны ли вы развитием интернет-портала канала? Удалось достичь пересечения аудиторий: эфирной и интернетовской?
— Для нас это именно та аудитория, которая по каким-то причинам нас не смотрит. И нам бы хотелось построить диалог с этой аудиторией, так должно быть, иначе это просто не нужно. Это не сайт канала – это женский интернет-ресурс, где обсуждаются волнующие темы, на которые, может быть, не хватило времени в эфире, да и потом излишняя откровенность в эфире канала не всегда оправданна. А здесь вполне допустима, есть какие-то темы, которые не хочет смотреть большая часть аудитории – не готова смотреть с детьми, семьей. Domashniy.ru в этом смысле – более интимное пространство, где ты сам по себе. Сейчас, на мой взгляд, удается самое главное – вбрасывать темы для диалога с аудиторией, приглашать экспертов, обсуждать.

— За рубежом много экспериментов с внедрением интерактива в традиционное ТВ. Считаете ли Вы их перспективным направлением?
— Честный интерактив возможен только в прямом эфире. И это проблема, поскольку у нас на канале прямого эфира нет. Несколько лет назад на «Домашнем» в прямом эфире выходила программа «Полезное утро» – тогда был интерактив каждую минуту. Но сейчас это неудобно в силу технологической схемы, которую нужно заново вводить. Да и прямой эфир, собственно, оправдан только одним жанром – новостями, а у нас их нет. А вот большие каналы, у которых есть прямой эфир, не очень этим пользуются. Вот западное телевидение и голосует в прямом эфире на всех викторинах, там все по-другому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *