АВИ АРМОЗА : «Мир сейчас открыт, и всем очевидно, что хорошая идея формата может возникнуть где угодно и у кого угодно»

«Телескоп» №39 (802) от 17 октября 2012

Компания Armoza International Media является одним из ключевых игроков мирового рынка форматов, ее форматы проданы во многие страны по всему миру. На Лазурном берегу корреспондент «Телескопа» Екатерина Наумова пообщалась с Ави Армозой, главой и основателем Armoza Formats, номинанта конкурса International Formats Awards, который рассказал о том, как преуспеть на международном рынке продажи телевизионных идей.

— Что нужно для того, чтобы формат стал успешным во многих странах?
— Главное, что должен делать формат – это вызывать в людях реакцию «Какая отличная идея! Почему нечто подобное не пришло мне в голову раньше!». Причём это должна быть такая отличная идея, которую к тому же возможно воплотить, идея, которую можно производить…
Возможность производства, естественно, является ключевым моментом. Ведь существует огромное множество хороших идей, из которых просто невозможно сделать телевизионное шоу.
Еще один элемент, аспект – эта идея должна быть связана с реальным человеческим интересом, актуальной проблемой, с чем-то, что присутствует в человеческих жизнях. Если говорить о человеческой жизни, есть очень много общих для большинства национальностей элементов: например, такие универсальные темы, как любовь и здоровье. Мы выбираем аспекты, которые естественны для любой страны – нечто, что объединяет людей, охватывает область общих интересов. Но при этом нужно дать людям прочувствовать, почему именно этот элемент в данном случае уникален, что в нем такого особенного.

— Каковы ключевые моменты в производстве формата – от идеи до ее реализации в конечном продукте?
— Я всегда визуально представляю процесс создания формата как дерево. Все начинается с семечка, разработки идеи, которая находится в самом низу, лежит в основе, потом вы переходите к пилоту, а потом уже к производству.
Каждый из этапов непременно должен быть успешным. Когда вы достигаете успеха на одной стадии, это позволяет вам двигаться вперед, если нет – это отбрасывает вас назад. Если сериал удачный, вы продаете его в одну, две, три страны, если вам это удалось – потом, вероятно, у вас получится продать его и в десять-пятнадцать-двадцать стран и так далее. Успех ветвится, как дерево. Все начинается с трех стран, потом разрастается до десяти-пятнадцати, а потом вы уже можете делать сезоны телешоу. Это то, к чему вы стремитесь: вы хотите быть на вершине дерева, и именно добравшись до вершины, вы зарабатываете больше всего.

— Готовый формат универсален для разных территорий или же его под каждый телерынок нужно переделывать?
— Вряд ли можно сказать, что формат находится в постоянном развитии и требует существенных корректировок. Прежде всего, нужна сильная успешная формула. Безусловно, нужно быть открытыми для некоторых культурных адаптаций, которые зачастую требуются, но они небольшие.
Часто покупатели сразу сами просят сделать какие-то изменения, но, как правило, лучше начать с основного, сделать то, что уже работает и известно, как оно будет работать. Ведь именно поэтому вы покупаете формат. А уже потом, в будущем, если вам захочется что-то изменить, освежить формат, это возможно.

— Какие изменения российского телерынка для вас примечательны?
— В последнее время стало заметно, что российский телевизионный рынок стал значительно более оживленным, чем ранее. Что же касается вопроса о том, что адаптируется форматов несравнимо больше, чем создается собственных – я думаю, что это естественный процесс. Если вы начали адаптировать форматы, к вам рано или поздно приходит понимание, как все это работает. Дальше вы неизменно начинаете создавать форматы, а потом и искать возможности, как их продать. Это нормальный процесс развития. Мир сейчас открыт, и всем очевидно, что хорошая идея может возникнуть где угодно и у кого угодно. Для начала нужно создать пару форматов, которые разойдутся по многим странам, будут успешными.

— На каком этапе в плане форматов, по-вашему, находится Россия?
— Российские телекомпании давно на международном рынке. Но что касается российских форматов, которых немного – это, судя по всему, вопрос приоритетов руководства русских телекомпаний, творческих директоров и продюсеров. Все зависит от того, насколько им интересен международный рынок.

— Каковы основные тренды развития индустрии форматов, новые веяния?
— Думаю, до сих пор отчетливо прослеживается тенденция к консолидации бизнеса, для бизнеса форматов крупные компании – это одна из ключевых характеристик.

— Как же небольшим компаниям вести себя на рынке форматов?
— Могу дать совет начинающим компаниям, тем, кто хочет продать свои идеи: для начала нужно найти известных международных партнеров, выстроить свою собственную репутацию и имидж, и только потом уже думать о том, чтобы работать напрямую или самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *