КАННСКИЙ ТЕЛЕКИНОРЫНОК MIP TV ГЛАЗАМИ РОССИЙСКОГО ТЕЛЕСООБЩЕСТВА

«Телескоп» №16 (827), от 24 апреля 2013
Весенний Каннский телекинорынок MipTV, отметивший в этом году пятидесятилетие, для представителей российского ТВ прошел буднично, если не сказать вяло. На просьбу «Телескопа» прокомментировать итоги работы на Лазурном берегу очень много продюсеров и руководителей компаний ответили практически одно и то же: «Ничего яркого не увидели, поэтому говорить особо не о чем». В то же время организаторы телерынка сообщили об увеличении числа кроссплатформенных (трансмедийных) форматов и бурных дискуссиях о форматах для digital-направления. «Телескоп» попросил руководителей рассказать о MipTV 2013 и ответить на следующие вопросы:

1. Какие новые форматы, идеи, направления развития аудиовизуального контента Вы заметили на прошедшем телекинорынке? Можете ли выделить какие-то важные тренды? Какой контент вызвал интерес?

2. Насколько активно, на Ваш взгляд, происходит конвергенция телевидения и новых сред распространения контента (интернет, мобильное ТВ, контентные приложения для гаджетов)? Можете ли Вы привести примеры интересных экспериментов?

3. Как прошел рынок для Вашей компании? Какие договоренности заключила Ваша компания в Каннах по приобретению или продаже контента?


«ТРАНСМЕДИЙНЫЙ ПОДХОД ПОЗВОЛЯЕТ ДОСТИЧЬ НЕБЫВАЛОГО УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ АУДИТОРИИ»

Генеральный продюсер «СТС Медиа», генеральный директор телеканала СТС Вячеслав Муругов:

1. В плане телевизионного контента прошедший рынок не продемонстрировал ничего кардинального нового. По-прежнему актуальна тема Stars in Danger (соревнования знаменитостей в различных нестандартных для них видах деятельности), стабильный интерес вызывают «поющие» форматы, вокальные и танцевальные конкурсы. В scripted-формате (сериалы и ситкомы) можно отметить смещение фокуса с форматов про женщин на истории, представляющие традиционные темы взаимоотношений полов с точки зрения мужчин. На MipTV мы увидели сразу несколько похожих форматов про мужчин.
Кстати, подобный формат — ситком «Светофор» недавно успешно прошел на канале СТС со средней долей аудитории сезона — 14%. Эта история троих мужчин, которым по ходу повествования приходится разбираться в многочисленных перипетиях личных отношений. На днях на СТС стартовал сериал «Думай как женщина», в котором главный герой Марата Башарова пытается найти ответ на вечный вопрос, чего хочет женщина.
К сожалению, MipTV не принес открытий в популярных жанрах реалити и lifestyle.

2. Трансмедийные проекты сегодня приобретают популярность во всем мире. Так называемая концепция «четырех экранов» базируется на принципе совместимости и взаимодополняемости устройств — телевизора, планшета, компьютера и мобильного телефона. Трансмедийный подход позволяет достичь небывалого уровня эмоционального вовлечения аудитории. Проект «Настоящая любовь», реализованный в конце 2012 года «СТС Медиа» для бренда «Любимый» задал новый тренд на российском рынке. Это эксперимент на стыке ТВ и интернета. Благодаря актуальной концепции и качественному креативу, совокупный охват проекта составил 53 миллиона человек: 30 миллионов зрителей канала СТС и 23 миллиона интернет-пользователей. То есть о нем узнал каждый третий житель России. Подобные масштабы беспрецедентны для нашего рынка.
Грандиозный успех «Настоящей любви» вдохновил нас на проведение международного конкурса трансмедийных проектов, итоги которого мы подвели в Каннах, совместно с нашим партнером компанией МТС. Мы получили колоссальное количество откликов из разных уголков мира и возможность объединить лучшие идеи для создания качественно нового формата. Динамичное развитие трансмедийных технологий позволяет нам прогнозировать рост востребованности интегрированных подходов среди рекламодателей.
3. В целом для «СТС Медиа» рынок прошел удачно. Мы достигли ряда договоренностей с нашими партнерами по текущим сделкам и отметили для себя ряд форматов, которые рассмотрим в ближайшее время, в том числе новые развлекательные шоу выходного дня для канала СТС. Мы сотрудничаем со всеми крупными голливудскими студиями и европейскими компаниями, и MipTV остается удобной площадкой для обмена новостями.


«ВСЕ ОЧЕВИДНЕЕ СТАНОВИТСЯ ДОМИНИРОВАНИЕ ФОРМАТОВ НАД ГОТОВЫМ ПРОДУКТОМ»

Председатель совета директоров «Вайт Медиа» Тимур Вайнштейн:

1. Говоря о прошедшем кинорынке, я хотел бы отметить большое количество интересных форматов из скандинавских стран. Если последние несколько лет главным открытием были израильские форматы, которые пользовались большой популярностью у покупателей практически со всего мира, то сейчас акцент активно смещается на Скандинавию. Причем речь идет не только о скандинавских драмах, которые уже стали достаточно известными, в том числе, благодаря американским адаптациям, но также о реалити и развлекательных шоу.
Также все очевиднее становится доминирование форматов над готовым продуктом. Причем, это справедливо как для России и СНГ, так и всего рынка в целом — форматы закупаются активнее и в большем объеме, чем готовый контент.

2. Что касается новых медиа и диджитал контента, то сейчас, представляя формат, производитель все чаще по умолчанию предполагает его использование на 360 градусов — это может быть и мобильное ТВ, и приложения на различных устройствах, и игры, и вовлечение социальных медиа.

3. Большой интерес на рынке вызывает формат нашего стратегического партнера Endemol «Your Face Sounds Familiar», причем в том числе благодаря успеху «Один в один!». Благодаря этому успеху мы достигли договоренностей по производству локальных версий для каналов Украины и Казахстана. Кроме того, мы успешно провели переговоры по адаптации двух больших музыкально-развлекательных шоу для российских телеканалов. Мы также традиционно проявили активность в покупке форматов громких зарубежных сериалов. Контракты по двум проектам, в том числе и одного скандинавского, на стадии заключения.


«МИСТИЧЕСКИЙ ТРЕНД В СЕРИАЛАХ ПОЯВИЛСЯ ДАЖЕ ТАМ, ГДЕ ЕГО БЫЛО ОЧЕНЬ ТРУДНО ОЖИДАТЬ»

Главный продюсер телеканала «ТВ-3» Екатерина Андриенко:

1. Есть легкое ощущение, что телекинорынок, особенно весенний, становится скорее «местом встречи» и переговоров с российскими и украинскими коллегами, нежели рынком — местом покупки форматов.
Для нас в Каннах одной из важнейших задач была продажа собственного контента зарубежным коллегам, а также поиск надежных творческих партнеров для производства совместного продукта, особенно сериального. Мы считаем это направление перспективным.
Что касается трендов, то удивило обилие gameshow, где деньги бесконечно падают на голову, и прочие квизы, которые в России давно утратили зрительские симпатии. Приятно порадовал мистический тренд в сериалах: он появился даже там, где его было очень трудно ожидать. Это несколько облегчило ситуацию. Ведь у представителей «ТВ-3» особая — «мистическая» — точка зрения: нам формат искать непросто, но тем интереснее. И в нашем случае речь идет скорее о поиске идей, high-concept’ов, источников вдохновения, нежели готовых лицензионных продуктов.

3. Рынок прошел продуктивно, было много переговоров. Очень надеемся, что в ближайшее время найдем надежных партнеров, которых наш контент заинтересует и как готовое предложение, и как возможность для реализации совместных идей. Присмотрели пару интересных сериальных форматов. Как обычно, не нашли форматов игровых шоу. Зато обнаружили много качественных документальных фильмов.


«ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ЖАНРАМИ РЕАЛИТИ И ПОСТАНОВОЧНОГО РЕАЛИТИ РАЗМЫВАЮТСЯ…»

Креативный директор компании «Мир реалити продакшн» Cаймон Таккер:

1. Каждый год, на мой взгляд, рынок выглядит достаточно обезличенным. У всех дистрибуторов крупных форматов каталоги, как братья-близнецы — то есть у всех есть свой свадебный формат, свой формат “Под прикрытием” или формат, в котором соревнуются звезды. Поэтому сегодня, чтобы найти оригинальные идеи нужно копать глубже — например, в Турции это компания AY Yapim, некоторые независимые компании в Латинской Америке и, конечно, Израиль, который продолжает создавать хорошие форматы. Мне понравился формат «Армозы» “Special Delivery”, есть любопытные форматы у компании La Competencia, например Everybody and their Brother. Какие-то интересные вещи по-прежнему встречаются у основных игроков: Don’t lose the Money у компании Shine, Goggle Box у All3media.
Для меня самое увлекательное на телевидении на сегодняшний день — это размывание границ между жанрами реалити и постановочного реалити. Прекрасным примером развития этого жанра можно назвать формат компании Zodiak, который называется My little Princess.

2. Я думаю, что цифры говорят сами за себя — если я не ошибаюсь, во время этого рынка посещаемость VOD-платформ (видео по запросу) увеличилась на 30%.

3. Для нашей компании рынок прошел успешно. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими телеканалами, с которыми раньше не сотрудничали. Мы подписали договор с All3media и будем представлять их форматы в России. Это соглашение придает официальный статус и без того прекрасным отношениям между нашими компаниями. Также большой интерес наблюдался к новым проектам «Талпы». Среди них новый скетчком Doctor Doctor, телевикторина What do I know?, также шоу Celebrity Ski Jump, очень актуальное в связи с Олимпиадой 2014 года. И, конечно, как всегда, был большой интерес к линейке форматов BBC Worldwide.


«ОТРАСЛЬ «УСТАЛА», КОЛИЧЕСТВО КАЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕКИНО НЕУКЛОННО СОКРАЩАЕТСЯ»

Главный редактор канала «Моя планета» Николай Табашников:

1. Должен сказать, что общее ощущение от рынка не самое радужное. В сфере моего интереса — документальные проекты. Увы, но последний год наблюдается некий кризис идей, по всей видимости, отрасль «устала», количество качественного кино сокращается неуклонно. Что очень печально. Даже гранды BBC, Nat Geo, Discovery представили в разы меньшее, чем в предыдущие годы, количество фильмов. Это очень огорчает, но одновременно заставляет нас увеличивать объемы собственного производства. Это в десятки раз дороже, но позволяет двигать весь рынок в России вперед.

2. Конвергенция носит скорее нелегальный пиратский характер. Нашу продукцию очень активно «грабят» с эфира, выкладывая в Youtube, Vimeo и соцсети. Количество просмотров исчисляется десятками тысяч, это с одной стороны радует, доказывая большой интерес зрителей к нашему контенту, но, разумеется, и огорчает, так как монетизировать этот интерес невозможно. Бороться с этим бессмысленно, посему все наши основные усилия бросаются на повышение качества программ и увеличение объема производства.

3. Мы подтвердили свои долгосрочные договорные отношения с мэйджорами, нашли 3 новых интересных европейских производителя очень качественного контента. В целом это был весьма слабый рынок, о причинах см. выше.


«ИНТЕРЕСНОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КОНТЕНТА СТАЛО МЕНЬШЕ»

Управляющий директор компании Total Content Ольга Затулкина

1. На протяжении уже пяти лет компания Total Content активно работает на рынке дистрибуции телевизионного и кино контента для всех платформ вещания. На рынке MipTV мы были представлены на стенде Russian Cinema, где впервые вышли на международный телерынок с собственным каталогом, главной изюминкой которого стали художественные фильмы «Стальная бабочка» и «Рассказы»; сериал «Второе дыхание», анимационный сериал «Эскимоска» украинского производства о приключениях прелестной Эскимоски в сказочно красивой Арктике; документалистика российского производства, концерты популярных российских исполнителей. На сегодняшний день активно ведутся переговоры с зарубежными партнерами, традиционно это представители Восточной Европы и Азии, Германии и Скандинавии, а говорить о заключенных сделках можно будет немного позже. Для нас настоящим и долгожданным прорывом можно назвать достигнутые договоренности с телекомпанией «Имеди» о приобретении сериала The Kennedys/«Клан Кеннеди» производства канадской компании Muse Entertainment, а также подписание эксклюзивного договора по new media и ТВ-правам на территории СНГ и Балтии с компанией Marc Dorcel. Отныне контент данного «бренда для взрослых» можно найти в каталоге нашей компании.

2. Total Content участвовал в этому году как на MipDOC, так и MipTV с целью найти самые интересные документальные проекты на тему истории, науки, а также о путешествиях. Мы обратили внимание на рост качества не только визуального ряда, но и расширение тематики, контента корейского и японского производства. С точки зрения количества интересного документального контента его стало меньше. Параллельно поиску документальных проектов традиционно акцентируем свое внимание на зарубежных сериалах с детективным уклоном, с оригинальной историей и хорошим кастом. По форматам мы бы выделили семейную и развлекательную направленность представленных на рынке форматов. Total Content рассматривает возможность работы с производителями по кулинарным форматам, так называемым home-improvement по строительству и переделке дома, популярным детским форматам.


«В ЕВРОПЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ МНОГИЕ СМОТРЯТ В СВОИХ ТЕЛЕФОНАХ И ПЛАНШЕТАХ, НО РОССИЯ ОТСТАЕТ»

Генеральный продюсер компании «Формат ТВ» Оксана Барковская:

1. На прошедшем кинорынке, в большей степени, меня интересовали форматы докуреалити и докудрамы, поскольку наша компания сейчас снимает для разных каналов, в том числе и европейских, именно такие телеформаты. В России, к сожалению, практически невозможно увидеть качественный телепродукт этих жанров. Очень порадовали датские, французские и итальянские производители, которые презентовали на рынке очень качественное документальное кино.

2. Конвергенция телевидения в Европе происходит очень активно. Практически все каналы используют свои приложения для средств мобильной связи, то есть телевидение многие смотрят в своих телефонах и планшетах. Также на кинорынке было представлено немало интернет-каналов самого разного контентного наполнения. Практически каждый может выбрать для себя свой нишевый канал. В России пока, увы, интернет-каналы не очень популярны. Я много езжу по стране с мастер-классами или съемками и вижу, что в ряде городов, особенно это касается совсем небольших городов, есть только базовые телепакеты, в которых 10-15 основных каналов. У людей просто нет возможности увидеть, скажем, тот же канал «Дискавери». Конечно, в таких регионах говорить о конвергенции телевидения и интернета очень рано.

3. Для нашей компании прошел рынок очень хорошо. Мы встретились с нашими давними европейскими партнерами (это известный канал ARTE) и договорились о производстве нескольких картин для европейского зрителя. Кроме этого, на кинорынке была впервые представлена Гильдия неигрового кино и телевидения России, членом Правления которой я являюсь, и было очень приятно видеть, что российские документалисты интересны мировому рынку и, надеюсь, в будущем будут очень востребованы.


«АУДИТОРИЯ ЦЕНИТ МОБИЛЬНОСТЬ И ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ КОНТЕНТА»

Генеральный директор дистрибьюторской компании «Студия Ю7» Олег Никулин:

1-3. Как известно, нынешний MipTV проходил под знаком 50-летия рынка, позволив оценить через призму лет то, как все начиналось в далеком 1963 году, и сравнить с теми результатами, которые достигнуты на данный момент. Для «Студии Ю7» это тоже не первый рынок — впервые мы участвовали в MipTV в 1995-м и поневоле также сравнивали эти две даты.
«Студия Ю7» специализируется на неигровом контенте, поэтому объективно могу отслеживать изменения только в этой сфере. В жанрах factual entertainment мы нашли много нового и оригинального продукта как от больших брендов (National Geographic, Discovery), так и от независимых производителей. Удалось приобрести достаточно уникальный и свежий контент так называемого гибридного жанра. Хотелось бы отметить программу канадского производства Pyros, которая следует по миру за группой пиротехников-профессионалов, устраивающих незабываемые пиротехнические шоу. Еще одна выдающаяся программа — Paris Next Stop — рассказывает о Париже через его уникальную подземку. Порадовал нас и заключенный контракт с National Geographic Channel на 30-часовой пакет программ о животных.
Как премиум-партнер Youtube, мы развиваем собственные каналы на этой платформе, и MipTV еще раз показал, что преимущества телесмотрения (в обыденном смысле) ушли в прошлое. Все большая аудитория предпочитает телевидению интернет, ценит мобильность и персонализированный подход к выбору контента. Более того, если ранее наблюдалась непосредственная зависимость наполнения сетевых ресурсов от трендов, предлагаемых телевидением, то сейчас выражена обратная тенденция, когда популярный контент из интернета обуславливает тематику и направление развития телеканалов.


«О ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМ ПЕРЕХОДЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА НОВЫЕ РЕЛЬСЫ ИНТЕРНЕТА ГОВОРИТЬ ЕЩЕ РАНО»

Заместитель руководителя отдела по закупке прав ООО «ТПО Ред Медиа» Игорь Дольский.

1. Безусловно, можно отметить повсеместное распространение формата HD в любом виде продукции, так, что формат SD без его HD-варианта уже почти и не встретишь. Также растёт число программ формата 3D, который теперь присутствует в каталоге почти каждой значимой компании. Наш интерес вызывал контент, который на момент проведения рынка был особо необходим каналам компании — STV, «Комедия ТВ», «Авто Плюс», «Боец ТВ». У других каналов портфель программ на 2013 год почти заполнен.

2. В рамках рынка уже не первый раз работает MIPCube, который позиционируется Reed Midem как инновационная лаборатория, в рамках которой эксперты и пионеры отрасли встречаются для того, чтобы понять, осознать и даже порой предугадать будущее телевидения во всех его формах. Конференции и заседания проходят довольно бурно, но принимают в них участие практически только сами организаторы выставочных стендов, то есть компании, участвующие в MIPCube. Однако их стенды на протяжении выставки почти всегда были пустыми, без посетителей, что приводит к определенным выводам — рано еще говорить о всеобъемлющем переходе телевидения на новые рельсы.

3. В ходе выставки «Ред Медиа» достигнуто много договоренностей, но все они требуют одобрения и утверждения главными редакторами каналов и генпродюсером компании. Кроме этого, собрана информация для будущих переговоров с партнерами по вопросам приобретения программ для эфира в 2014 году.


«ВЕСНОЙ В КАННАХ ПРОДАЖИ ИДУТ МЕДЛЕННЕЕ, ЧЕМ ОСЕНЬЮ»

Директор компании FILM.UA Distribution Игорь Сторчак:

1, 3. С точки зрения процесса продаж рынок был более медленным, чем предыдущий, осенний. Считаю, что причина в сезонных колебаниях: осенние рынки всегда более эффективны. Среди делегаций, которые представляют русскоязычный мир, самым заметным событием стала рокировка топ-менеджеров «Интера», «1+1» и ТРК «Украина». Об этом говорили много и с удовольствием. Даже родилась шутка: «Канал не имеет значение». Некоторые компании пробойкотировали организаторов рынка. Например, Sony выкупила стенд и не приехала. Такое вот психологическое давление!
Тем не менее, мы вполне довольны достигнутыми результатами. Украина была представлена достойно. Так, например, новые проекты FILM.UA Group вызвали интерес как у партнеров из «дальнего зарубежья» («Великие мечтатели», «Мотыльки»), так и у коллег из стран бывшего СССР («Ловушка», «Дом с лилиями», «Касым»).


«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕЛЕКОМПАНИИ И КАНАЛЫ РОССИИ СТАНОВЯТСЯ ПОЛНОЦЕННЫМИ ПРОДЮСЕРАМИ КРОССПЛАТФОРМЕННЫХ ПРОЕКТОВ»

Ольга Гончарова, директор по развитию KVG Research:

1. MipTV в этом году показал, что Россия становится все более активным покупателем свежих зарубежных телевизионных форматов, — как сериалов, так и развлекательных шоу. При этом на рынок начинают выходить телеканалы и продакшн-компании, ранее отдававшие предпочтение российским оригинальным проектам. Например, канал РЕН ТВ занял в 2011 году наименьшую долю (только 6%) от общего числа премьерных адаптаций в эфире шести крупнейших федеральных каналов, предложив аудитории только адаптированные сериалы. Однако сейчас он становится игроком и рынка развлекательных форматов. Так, в прошлом году канал показал адаптированную версию популярного во всем мире формата The Hell’s Kitchen/«Адская кухня», а по итогам MipTV этого года приобрел права на адаптацию формата совсем нового шоу The Taste, оригинальная версия которого вышла на канале ABC только в январе этого года. Если говорить о странах происхождения форматов, то израильские компании продолжают расширять свое присутствие на российском рынке адаптаций, в том числе компания Keshet TV, которая вслед за форматом Ramzor/«Светофор» продала в этом году права на адаптацию и дистрибуцию в России формата другого сериала MICE, оригинальная версия которого The Gordin Cell/«Ячейка Гординых» вышла в Израиле в 2012 году.

2. Если говорить о конвергенции телевидения и других платформ в России, то национальные телевизионные компании и каналы не только развивают дистрибуцию собственного контента в интернете и других цифровых платформах, но и уже становятся полноценными продюсерами кроссплатформенных проектов. Об этом говорит то, что в этом году одним из организатором конкурса в рамках MIP Cube стал холдинг «CTC Mедиа», который провел конкурс трансмедийных проектов Content 360 совместно с компанией МТС.

3. В этом году у зарубежных компаний вызывали наибольший интерес исследования в области трансляций готового зарубежного контента и адаптированных проектов в эфире крупнейших российских телеканалов. Мейджоры традиционно хотят понимать свою долю на российском рынке и получать информацию о новых перспективных продакшн-компаниях в России. Отечественные компании по-прежнему в поиске талантов и кадров, поэтому в этом году KVG Research расширила линейку исследований в области продюсеров, режиссеров, сценаристов и других участников съемочной группы в различных типах и жанрах телевизионного контента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *